Краткий обзор монгольской шаманской школы. Сумма.
https://myrngwaur.livejournal.com/824941.html
Шаманская техника безопасности.
1. Мартсан айраг сүйтгэх болно - "Забытый кумыс испортится".
Сей трюизм обозначает лишь то, что если шаман не шаманит - не даёт конвенционного выхода своему дару - то ничего хорошего из этого не выйдет; дар-то никуда не девается и начинает находить свои пути наружу уже помимо воли хозяина. Это прямой путь к безумию. Поэтому даже когда от шамана никто не требует услуг - или если он глубокий чёрный с дурным характером и вообще с людьми не работает - шаманить всё равно надо, для себя самого и своих духов.
2. Морь алга болсон, тугал ни үлдсэн - "Лошадь ушла, жеребёнок остался".
Так делают кочевники, приручающие полудиких лошадей; отпуская их пастись, мелких жеребят привязывают у юрт. Лошади-матери всегда вернутся к своим детям, а за ними и жеребцы, таким образом стадо не сбежит и не потеряется. Что это означает? Что второй по значимости риск - увлечься силой, красотой и ужасом той стороны и остаться там навсегда. Эффект в зримом мире тот же - безумие. Поэтому у шамана всегда должен быть "жеребёнок", к которому надо возвращаться. Любимый супруг, дети, друзья, какое-то вообще дело на этой стороне, которое будет вспоминаться даже там. История про одинокого шамана, аскета, у которого нет ничего, кроме его призвания - это не монгольская история.
3. Гол ууж чадахгүй - "Реку не выпьешь" (вы ведь уже поняли, что этот список составлял багатур Очевидность?..)
Здесь имеется в виду одна из главных опасностей для шамана вообще: в погоне за силой вступить в общение с чем-то, что априорно сильнее тебя, обладает неким источником силы, который по сравнению с твоими скромными возможностями может выглядеть как неиссякающий. Даже если это что-то дружелюбно, а ты сам белый, как выпавший снег - сущности той стороны не так-то часто умеют соизмерять силы. Риск поглощения твоей собственной сути, самости, чужой природой - это то, чего шаман любой ценой должен пытаться избегать. В особенности если тебе для совершения каких-то действий надо впустить эту силу в себя самого, стать её контактёром и проводником. Да: здесь самая главная точка расхождения между шаманизмом и монотеизмом любого рода, в особенности авраамического. Монгольский шаман в принципе предполагает наличие в мироздании неких сил мирового же масштаба, но близко общаться с ними не желает концептуально; максимум - уважать издалека.
...4. Газар бүр ööрийн гэсэн ястай балдаг - "В каждой земле свои кости лежат".
Эта туманная формулировка означает, что шаманизм - это не про фанатическую преданность конкретным силам. Провозгласить себя служителем только какого-то определённого духа или места или силы, проповедовать его, таскать с собой его знаки, добиваться от других его признания - с точки зрения бöö мöргöл это внезапно тоже путь к безумию.
...5. Чи ач зээтэй - "Ты - внук".
У монголов геронтократия и адское уважение к старикам. Поэтому эта фраза означает "Ты здесь младший, проявляй постоянное уважение!" Очень важно для шамана ни на минуту не забывать о том, что он рождён человеком и его возможности на той стороне, как бы велик он ни был среди своих коллег, уступают возможностям почти любого из аборигенов.
https://myrngwaur.livejournal.com/824053.html
https://myrngwaur.livejournal.com/824941.html
Шаманская техника безопасности.
1. Мартсан айраг сүйтгэх болно - "Забытый кумыс испортится".
Сей трюизм обозначает лишь то, что если шаман не шаманит - не даёт конвенционного выхода своему дару - то ничего хорошего из этого не выйдет; дар-то никуда не девается и начинает находить свои пути наружу уже помимо воли хозяина. Это прямой путь к безумию. Поэтому даже когда от шамана никто не требует услуг - или если он глубокий чёрный с дурным характером и вообще с людьми не работает - шаманить всё равно надо, для себя самого и своих духов.
2. Морь алга болсон, тугал ни үлдсэн - "Лошадь ушла, жеребёнок остался".
Так делают кочевники, приручающие полудиких лошадей; отпуская их пастись, мелких жеребят привязывают у юрт. Лошади-матери всегда вернутся к своим детям, а за ними и жеребцы, таким образом стадо не сбежит и не потеряется. Что это означает? Что второй по значимости риск - увлечься силой, красотой и ужасом той стороны и остаться там навсегда. Эффект в зримом мире тот же - безумие. Поэтому у шамана всегда должен быть "жеребёнок", к которому надо возвращаться. Любимый супруг, дети, друзья, какое-то вообще дело на этой стороне, которое будет вспоминаться даже там. История про одинокого шамана, аскета, у которого нет ничего, кроме его призвания - это не монгольская история.
3. Гол ууж чадахгүй - "Реку не выпьешь" (вы ведь уже поняли, что этот список составлял багатур Очевидность?..)
Здесь имеется в виду одна из главных опасностей для шамана вообще: в погоне за силой вступить в общение с чем-то, что априорно сильнее тебя, обладает неким источником силы, который по сравнению с твоими скромными возможностями может выглядеть как неиссякающий. Даже если это что-то дружелюбно, а ты сам белый, как выпавший снег - сущности той стороны не так-то часто умеют соизмерять силы. Риск поглощения твоей собственной сути, самости, чужой природой - это то, чего шаман любой ценой должен пытаться избегать. В особенности если тебе для совершения каких-то действий надо впустить эту силу в себя самого, стать её контактёром и проводником. Да: здесь самая главная точка расхождения между шаманизмом и монотеизмом любого рода, в особенности авраамического. Монгольский шаман в принципе предполагает наличие в мироздании неких сил мирового же масштаба, но близко общаться с ними не желает концептуально; максимум - уважать издалека.
...4. Газар бүр ööрийн гэсэн ястай балдаг - "В каждой земле свои кости лежат".
Эта туманная формулировка означает, что шаманизм - это не про фанатическую преданность конкретным силам. Провозгласить себя служителем только какого-то определённого духа или места или силы, проповедовать его, таскать с собой его знаки, добиваться от других его признания - с точки зрения бöö мöргöл это внезапно тоже путь к безумию.
...5. Чи ач зээтэй - "Ты - внук".
У монголов геронтократия и адское уважение к старикам. Поэтому эта фраза означает "Ты здесь младший, проявляй постоянное уважение!" Очень важно для шамана ни на минуту не забывать о том, что он рождён человеком и его возможности на той стороне, как бы велик он ни был среди своих коллег, уступают возможностям почти любого из аборигенов.
https://myrngwaur.livejournal.com/824053.html