среда, 08 июня 2022 в 11:27
Пишет
Эрл Грей:
При Старом режиме* ношение обуви на высоком каблуке считалось материальным символом власти и богатства. Высокие каблуки не только делали человека выше ростом, но также воплощали его «ограниченную мобильность». Только представители высших сословий, в особенности дамы, могли носить обувь, в которой было невозможно далеко уйти пешком. Между тем обувь низших сословий обычно имела низкие каблуки и закругленные носы; шили ее из материи (особенно женскую) или кожи, в том числе козловой. Со своей стороны, Людовик XIV смог добиться соблюдения строгого протокола, согласно которому носить туфли на красных каблуках во Франции могли только монарх и его придворные. К середине XVIII века красные каблуки получили распространение и в Великобритании. Чарльз Джеймс Фокс, вернувшись в 1770-е годы из своего «гранд-тура», ввел в моду туфли на красных каблуках и голубые пудреные парики. читать дальше ...Кличку «макарони» британцы дали своим соотечественникам, подражавшим континентальной моде. (Прим. пер.) ...Написанное в начале XVIII века анонимное стихотворение «Бабуин-модник. Сатира на французов, сочиненная одним джентльменом» — растянутая на двадцать две страницы насмешка над вычурностью в одежде, выдержанная в следующем ключе: Их моды так странно изменяют людские фигуры, Из того, кого природа создала человеком, они делают обезьяну: Недостатки, которые они тщатся исправлять, Из-за всех этих прикрас лишь гротескно искажают образ и подобие Божие. Именно этой нации хлыщей мы обязаны Гротескными одеждами, которые составляют экипировку франта: На этом малыше навешано столько самой разной сбруи, Что он порой и сам себя не узнает. <.. .> По-английски они суть фаты, мошенники и плуты; по-французски их величают красавцами, Говоря кратко, они — уродливый пасквиль [на человека? — Прим, пер.]; И, чтобы подытожить, француз — это бабуин. ...В 1782 году Карла Филипа Морица взбесил молодой франт, сидевший позади него в театре «Хеймаркет»: он «то и дело задирал ноги на мою скамью, чтобы выставить напоказ инкрустированные драгоценными камнями аляповатые пряжки своих туфель; если я не отодвигался, уступая место его обожаемым пряжкам, он пристраивал ноги мне на фалды». Ничто не ново под луной. ) ...В XVIII веке шнурки воспринимались как нечто настолько старомодное, что у них появились новые коннотации. Согласно расследованию, проведенному служащими парижской полиции — комиссаром Фуко и инспектором Ноэлем, обувь со шнурками вместо пряжек носили исключительно педерасты: то был тайный знак, по которому они опознавали «своих» в общественных местах. Это предубеждение против шнурков сохранялось даже после того, как они снова вошли в моду, — они ассоциировались с костюмом «женоподобных мужчин». ...Стиль начала XIX века — никаких пряжек, никаких высоких красных каблуков, аскетическая строгость форм — можно расценивать как «регресс», возвращение к прошлому. На первый взгляд казалось, что мир слегка обуздал свою тягу к экстравагантности, — но, возможно, он впал в еще большую зависимость от моды. Французы, и в особенности француженки, стали носить туфли весьма характерного вида: узкие, с квадратными носами, наружный слой верха был из белого либо черного атласа или шелка, а подкладка — из тонкой кожи. Со временем спереди туфли стали украшать розетками. ...Изобретение «облегченных» туфель (напоминающих современные туфли-лодочки или балетки) привело к тому, что средний срок службы туфель резко сократился. В порядке вещей была покупка 6-12 пар обуви за раз, причем этого запаса могло хватить всего на несколько недель. Благодаря этому «многократному умножению потребления» модные тенденции сменялись в гипертрофированном темпе, а Франция играла роль главной законодательницы моды, точнее la mode. - в общем, те туфельки, которые мы видим на картинках, практически одноразовые. ) ...Также исчезновению ряда фасонов на Западе способствовало и то, что в конце XVIII века авторитетные светила медицины принялись критиковать придворный костюм. Новый дискурс о мужском здоровье, выработанный французскими врачами и учеными (в том числе Дез-Эссаром, Жакэном, Тиссо и Вандермондом) и получивший распространение и в Англии, успешно побуждал отказываться от таких материалов, как шелк и бархат (подчеркивалось, что они не отстирываются от грязи и не пропускают воздух, а следовательно, вредны для здоровья), и активнее использовать шерсть и хлопок. По всей видимости, эта концепция оказала значительное влияние на нравы эпохи. Уже сам крой и силуэт мужского придворного костюма порицались как ослабляющие здоровье населения, как угроза мужской потенции. Увязав руссоистские идеи свободы и непринужденности движений с медицинскими понятиями кровообращения и беспрепятственного функционирования кожных пор, врачи критиковали румяна, пудру и вообще роскошь, возлагая на все это вину за слабое здоровье сокращающегося (как они утверждали) населения. - что-то слышится родное в долгих песнях ямщика...)) Из книги "Обувь. От сандалий до кроссовок"
URL записи
@темы:
напочитать,
история обуви