Записи с темой: средние века (15)
18:44

суббота, 19 октября 2024 в 07:11

Пишет Нари:
dzen.ru/a/ZxKy4MwJGRl96nlG?share_to=link В Средние века дочери королей рассматривались как ценный актив в укреплении политических отношений. Первое, без чего не могла состояться свадьба – это выбор перспективного жениха, с помощью которого можно было решить определенные политические задачи. Однако из-за постоянно меняющейся политической ситуации, надо было проводить церемонию бракосочетания и свадьбу как можно быстрее. Маргарита – старшая дочь Генриха III Английского, была выдана замуж за Александра III, короля Шотландии, в 1251 году, когда ей было всего 11 лет. А ее супруг был также молод. Подчас из-за смены политических интересов короля, помолвки дочерей расторгались и начинались поиски нового жениха. Так, например, Изабелла, дочь английского короля Эдуарда III, была помолвлена 5 раз и вышла замуж только в 33 года, что является необычно поздним возрастом для принцессы. Свадебный переполох Сразу после согласования даты свадьбы Королевская канцелярия Генриха III начала издавать соответствующие инструкции. Было приказано отправить в Йорк для свадебного пиршества огромное количество скота, дичи и рыбы. Все это было непросто; домашний скот можно было купить на рынках, но затем нужно было позаботиться о том, чтобы животных кормили и ухаживали за ними до того, как придет время их забивать; на дичь нужно было охотиться с учетом соответствующих сезонов; рыбу нужно было ловить и консервировать; живая рыба хранилась в специально вырытых прудах, чтобы ее можно было поймать и подать свежей. Только у шерифа Йорка было заказано тысяча кур, триста куропаток, тридцать лебедей, двадцать журавлей, двадцать пять павлинов, пятьдесят кроликов и триста зайцев. Помимо всего этого изысканного угощения, требовалось выпекать огромное количество хлеба, а также закупать специи, миндаль и сахар. О чем никогда не упоминается, так это о закупке фруктов или овощей – не потому, что их не ели, а потому, что они были выращены на фермах, принадлежащих королевским поместьям, и поэтому их не нужно было покупать. Перед Робертом Дакром, ответственным за закупку вин, стояла непростая задача: не только решить, где и у кого купить необходимое количество, но и организовать отправку морем. Питер де Чакепорк, хранитель королевского гардероба, и королевские портные приложили все усилия, чтобы сшить новые наряды для невесты, ее родителей, брата и фрейлин Генриха III и королевы Элеоноры, а также для самой Маргарет и двух ее фрейлин. Надо было найти золотую или, если не удастся, алую ткань, вышить на ней королевские гербы, оторочить мехом… Кроме этого необходимо было подумать о драгоценностях: утвердить дизайн, количество бриллиантов и других драгоценных камней в короне, серьгах, брошах. Понимаете, как нелегко пришлось ювелирам? Еще предстояло решить вопрос о размещении многочисленных высокопоставленных гостей. А если их больше, чем комнат в королевском замке? Эмоции явно накалялись, понимаем мы, читая «Большую хронику» Мэтью Пэриса. Дорого ли обходилось свадебное торжество? Свадьба принцессы Изабеллы Английской состоялась 27 июля 1365 года в Виндзорском замке и обошлась в беспрецедентную сумму. По меньшей мере 4 505 фунтов стерлингов были потрачены только на работу ювелиров по подготовке к свадьбе - целое состояние для XIV века! 100 фунтов стерлингов заплатили группе менестрелей. Вино стоило более 200 фунтов стерлингов, что значительно превышает 100 000 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах. Но положение обязывало идти на такие траты. Использованная литература A Medieval Royal Wedding: How Much Could it Cost? Royal weddings in history: dynasty and diplomacy

URL записи

@темы: средние века, женский вопрос

18:47

пятница, 20 сентября 2024 в 23:04

Пишет Чудесник:


Виселица Монфокон. Рис. из "Словаря французской
архитектуры XI-XVI вв." Э. Виолле-ле-Дюка (1856)

Монфокон
(фр. Gibet de Montfaucon) - огромная каменная виселица, построенная в XIII веке к северо-востоку от Парижа, во владениях графа Фалькона (Фокона). Получила прозвище Montfaucon (от фр. mont - гора, и фр. faucon - сокол, буквально "Фоконова (Соколиная) гора"). Одновременно на Монфоконе могло быть повешено до 45 человек. До наших дней не сохранилась.

Считается, что данное сооружение было построено на рубеже XIII-XIV веков по проекту советника Филиппа IV Красивого - Ангеррана де Мариньи, хотя деревянный прототип его, возможно, появился ещё в начале XIII столетия при короле Филиппе Августе. По мысли де Мариньи, жуткое зрелище множества разлагающихся тел повешенных должно было производить впечатление на подданных короля и предостерегать их от серьёзных правонарушений. По злой насмешке судьбы автор проекта впоследствии сам же был повешен на Монфоконе.

Читать дальше

URL записи

@темы: средние века

21:47

воскресенье, 08 сентября 2024 в 16:10

Пишет Эрл Грей:
Вопросы организации труда и физических затрат возникали в основном в городах, и на этой почве даже случались конфликты. Развитие городов началось в XII–XIII веках и было связано с прекращением нашествий варваров, с интенсификацией товарообмена и с освобождением крепостных. Склады­ваются профессии, городские кварталы различаются по тому, чем занимаются жители, деятельность диверсифицируется: «Сонные деревни превращаются в оживленные рынки».  читать дальше Источнег знаний Из книги Жоржа Вигарелло «История усталости» Читешь как будто не про 13-14 века, а про сегодняшнее время. )

URL записи

@темы: средние века

17:51

Посвящение в рыцари в средневековой Англии - где, как, зачем
Вдруг кому пригодится :)
Читать дальше... ;)

@темы: средние века, этикет и титулы

14:14

В разговоре об исторической достоверности, средневековой приватности и - внезапно - представлений о том, прилично или неприлично есть в общественных местах, задумался, было ли возможно - по разным причинам - в средневековье есть на улице. Ну, если ты не ребенок, который грызет яблоко, или рабочий, который перекусывает, сидя на стройке. Условно говоря, вот ты обычная горожанка, вышла из дома на рынок, по пути купила пирожок - тебе нормально съесть его, не унося домой? И если жареный горох или орехи ты можешь грызть на ходу, то вот жареные ребрышки или пироги, например, проблематично (кто знает классические английские steak and kidney pies - так там вообще начинка полужидкая...)
Что интересно, в этикетниках, скажем, четырнадцатого века, рассчитанного на горожан среднего класса, мне на эту тему ничего не попадалось. Что женщине неприлично пить в трактире, а лучше велеть принести на дом (да и мужчине лучше не задерживаться в злачных местах) - это было :) А вот что касается еды на улице - молчание. Все, что связано с принятием пищи, касается трапез, проходящих дома, ну или, во всяком случае, в каком-то фиксированном месте. Можно предположить, что еда на улице, средневековый общепит, сразу проводила черту: если ты покупаешь пирожки у разносчиков, ты, скорее всего, не средний класс, а ниже, и этикетники не про тебя писаны. Кого волнует, как и что ест необразованный низший класс? Притом что фастфуд в средневековых городах был вполне себе развит, от вариантов "принести и запечь свою начинку в пирог, если дома негде готовить" до "купить что-нибудь и тут же съесть", возможно прямо не отходя от лотка разносчика. Подобные варианты описываются вплоть до XIX века, у того же Диккенса: у разносчика можно купить и тут же употребить паштет, хлеб с маслом, печеную картошку, кофе. Но покупает это, действительно, малопочтенная публика - трубочисты, рабочие, бездомные, девицы легкого поведения (ну или джентльмены, которые кутили всю ночь, и им пофиг уже, что про них подумают).
Что интересно, представление о том, что есть "на людях" неприлично, потому что среди них могут быть голодные, средневековью было, скорее, несвойственно - приватность в еде у людей этой эпохи своеобразна. Не только в замках, но и в городских домах, у купцов и ремесленников, трапезы происходят в "зале" - помещении, где вместе с хозяевами едят и слуги, а также могут присутствовать бедняки, которых кормят из милости. Удаляться для трапезы в личные покои, некую уединенную комнату становится новым обыкновением, которое порицают моралисты (см. об этом, например, здесь: https://tal-gilas.livejournal.com/384427.html) Нормальной оказывается не ситуация "нехорошо есть на людях, потому что голодные будут смотреть в рот", а "да, голодные, скорее всего, будут, они придут просить милостыни, и твое дело их накормить". Делиться едой вполне естественно - так, герой стихотворения XIV века "Кредо Петра Пахаря" заносит милостыню в виде хлеба и сыра в штатную, чуть ли не ежедневную статью расходов. Грубо говоря, не "дурно есть в присутствии голодных" - дурно "есть и не делиться".  tal-gilas.livejournal.com/421630.html

@темы: средние века

11:39

Тут приятель спросил, как бы вы продемонстрировали разницу менталитетов современного человека и человека средневековья, если бы вам, допустим, пришлось писать исторический роман по своей излюбленной эпохе. У меня от такого вопроса немножко глаза разбежались, потому что, например, Арон Яковлевич Гуревич про это целую книгу написал, и то не исчерпал вопроса, а только наметил основные направления. Ответил я навскидку первое, что в голову пришло, а тут вот задумался. Я бы сказал, что одно из важнейших отличий не только средневекового человека, а и почти любого человека былых эпох от современного, которое лежит на поверхности, но при этом не очевидно именно потому, что слишком очевидно - это принципиально иное представление об одиночестве, интимности и приватности и обо всем, что с этим связано.

Прежде всего, человек средневековья почти никогда не оставался один. Да, не надо хи-хи, по возможности и в сортире тоже. Если мы, например, возьмем «Прядь о Торстейне Морозе», то мы увидим, что культурно обустроенное отхожее место в богатой усадьбе выглядит так:

«Оно было такое большое, что одиннадцать человек могли в нем сидеть с каждой стороны. Садится он на крайнее сиденье и, посидев некоторое время, видит, что у самого дальнего сиденья появляется черт и садится». (Если вам интересно, что было дальше, то http://norroen.info/src/isl/thorsteinsk/ru.html)

Человек средневековья всегда, постоянно находится в присутствии других людей. И ему нормально. Без людей ему стремно и неуютно. Если так подумать, то святой отшельник уже потому святой, что добровольно отказался от общества других людей и живет один (возможно, с одним-единственным послушником, то есть практически в полном одиночестве).

Это не только средневековья касается, так было вплоть до самого последнего времени. Свернуть ;)
Когда мы читаем в классической литературе, что кто-то «живет один» или «путешествует один», это не совсем то, что мы себе представляем по умолчанию. Это значит всего лишь, что рядом с ним нет никого, с кем можно общаться на равных и кого вообще стоило бы упоминать. Если Онегин в именье дяди «живет один», это означает, что вместе с ним в том же доме проживает как минимум один, а лучше два или три лакея, домоправитель, садовник, повар или кухарка (лучше и то, и другое: повара он привез с собой, чтобы готовить изысканные столичные блюда, а кухарка готовит обычную повседневную еду, не француз же ему станет бараний бок с кашей запекать), кухонные мужики, поварята, истопники, конюха, берейторы и кучера, некоторое количество сенных девок (а кто их там считает)... и так далее. Если бы Онегин женился, количество необходимой прислуги увеличилось бы в разы. А так он пока что живет один. Совсем один. Потому что эта прислуга - не то чтобы люди, это скорее домовые эльфы, обеспечивающие нормальное функционирование хозяйства, все то, что в наше время обеспечивается электричеством, водопроводом, канализацией, газовой плитой, микроволновкой, пылесосом, стиральной машиной итогдалие. При этом на самом деле они есть, они присутствуют, ты поневоле так или иначе с ними общаешься (с сенными девками иной раз и очень даже интимно), и, на самом деле, значительная часть тогдашней жизни сводится как раз к взаимодействию с прислугой, тому, как ее нанимать (если у тебя нет крепостных), тому, как ее вышколить, чтобы она была максимально незаметна, и тому, как с нею взаимодействовать, чтобы она не наглела (все равно обнаглеет, конечно, ну что ж поделаешь...) Разумеется, в числе прочего, частью грамотного взаимодействия с прислугой было умение эту прислугу не замечать (у Честертона несколько рассказов именно об этом, и именно потому, что ситуация, когда рядом с тобой живой человек в роли мебели, переставала восприниматься как естественная и приемлемая). Короче, об этом можно говорить бесконечно, но идею вы поняли. То есть то, что двести лет назад называлось «жизнь в одиночестве на лоне природы», мы бы с вами сейчас восприняли как «проходной двор». Ну а что поделаешь, ночной горшок сам себя не вынесет!

И кстати, о «проходном дворе»: все мы бывали на экскурсиях во дворцах и в старинных барских усадьбах и примерно знаем, как они устроены. Стандартная планировка - это анфилада. Сколько угодно залов, нанизанных на единый проход, с дверьми, ведущими из одного в другой. Насколько я понимаю, «изолированные комнаты», куда попадают не из соседних комнат, а из коридора или прихожей - относительно недавнее изобретение. В старинных дворцах в лучшем случае пара спален и кабинетов никуда не ведут, а так-то все покои проходятся насквозь. Видимо, им было нормально. Надо сказать, самый новый жилой дом, выстроенный в таком стиле, я видел в 2000 году подо Львовом, и построен он был буквально вот-вот, в конце ХХ века. Это был богатый крестьянский дом, и выстроен он был бубликом: шесть или восемь комнат со сквозным проходом из одной в другую, а в центре печь, которой это все отапливалось. И, видимо, хозяевам было нормально, тот факт, что все комнаты проходные, совершенно их не беспокоил, а шо не так?

У человека средневековья все то же самое, только еще круче. Онегин хотя бы иногда остается один, совсем один. Человек средневековья один не остается в принципе. То есть, к примеру, насколько я понимаю, знатная дама в своей постели спала не одна, а минимум с одной, иногда с несколькими служанками или фрейлинами. Соответственно, когда к королеве Гвиневере или там Изольде Белокурой «тайно» приходит Ланселот или Тристан, в постели он оказывается минимум третьим, а то и четвертым. Разумеется, лишних дам можно выставить за дверь; но, в любом случае, для них его визит тайной не будет; просто они никому не скажут. Наверное.

То же самое - персонажи исландских саг. По умолчанию подразумевается, что у всего происходящего есть свидетели, что вокруг полно других людей, просто это не какие-то знатные люди, а женщины, дети, рабы или слуги, которые ничего особо не могут, кроме как запомнить и пересказать происходящее. (Когда в саге идет речь о судебном процессе и там упоминаются «свидетели», следует понимать, что речь не о тех, кто присутствовал при факте совершения, допустим, убийства и может рассказать, как все было, а дееспособные люди, проживающие поблизости от того места, где случилось событие, и своим именем могущие поручиться за то, что разбирательство будет законным; свидетели в нашем понимании тут особо не нужны, потому что об убийстве сам убийца все и расскажет). Интимности и приватности в нашем понимании не существует - все происходящее, включая то, кто с кем спит, происходит практически на глазах у окружающих (например, на минуточку, в ходе плавания на корабле жена кормчего этак запросто изменяет мужу с пассажиром... вы эти корабли вообще видели?)

Та же фигня, собственно, в монастырях. Средневековый монастырь, за редкими исключениями - это большая пионерская спальня, где все всё про всех знают (о дальнейшем см. «Имя розы»;).

То есть все «тайное» и «секретное» - это не то, чего никто не видел; это просто то, что не обсуждают и о чем не рассказывают. И, по большому счету, если любого доверенного слугу любого знатного вельможи как следует потрясти... Он же про своего господина знает намного больше, чем любая современная любящая мама знает про своего ненаглядного сыночка! (Ну вот именно поэтому во многих культурах слуги и рабы и не могли свидетельствовать против своего господина).



На самом деле, у современного человека эти вещи в голове укладываются с огромным трудом, потому что он к такому не привык. Особенно люди нового поколения, которые уже не росли в коммуналках и привыкли, что даже у ребенка должна быть своя отдельная комната (причем отсутствие возможности в этой комнате запереться - уже нарушение личных границ). И по современным романам "про старину" это иной раз очень и очень заметно. Поэтому если бы я, допустим, писал роман о средневековье, мне бы для каждой сцены пришлось отдельно продумывать картинку: сколько там на самом деле людей, кто где стоит/сидит/едет и кто из них что видит. Включая всех этих бессловесных слуг, пажей и прислужниц. Потому что они есть, даже если в действии не участвуют. Потому что никогда не знаешь, где пригодится. kot-kam.livejournal.com/3807873.html

@темы: писательское, средние века

13:08

суббота, 07 февраля 2015 в 13:00

Пишет Рыцарь Северного Заката:

07.02.2015 в 12:06

Пишет  Шано:
Краткое изложение истории средних веков Оригинал взят у в Анри Пиренн. "Средневековые города и возрождение торговли"
Торговля правит миром. В смысле, международная, дальняя торговля. Нет торговли - нет смысла производить больше, и все идет в упадок. Зато если есть спрос, то появляется и предложение. В Римсокй Империи торговля была развита очень хорошо. На полях растили не только и даже не столько хлеб, сколько сырье для товаров (для вина, для масла, и т.п. в зависимоси от региона). Поскольку поместья были обширными, многие прямо на месте из сырья делали товар и отправляли его в город. В городах жили купцы, скупавшие товар и отвозившие его туда, где он был нужен. Государство получало доход от налогов (ибо богатые землевладельцы и купцы платили больше) и от торговых пошлин. Государство могло содержать армию, чиновников, бюрократию и эффективно вести дела, то есть, обеспечивать безопасность и комфорт гражданам. Потом была чума и нашествие варваров, век V. У варваров не было цели уничтожить Империю - наоборот, они хотели ее сохранить, просто занять наиболее "вкусные" места в иерархии. Много чего порушили, конечно, структура шаталась, но стояла. Доходов стало поменьше, но торговля продолжалась, и все имперское наследие работало, пусть и в меньших масштбах. читать дальше


URL записи

URL записи

@темы: средние века

09:47


  • что касается юридической стороны, с точки зрения «салического закона» - однозначного отстранения женщин от наследования там не было – и тем более не было невозможности передачи прав и обязанностей по женской линии. Не наследовала только вдова (супруга наследодателя), попадавшая под имущественную опеку сына – но это не касалось дочерей и ряда других родственников по женской линии, в том числе собственно женщин. Салический закон четко устанавливал очереди наследования – и наследниками первой очереди шли ДЕТИ (filii) наследодателя. Несмотря на двоякость перевода слова filii (которой, кстати, нет при переводе классических римских текстов), по смыслу нормы параграфа первого титула LIX «Об аллодах» (наследственное право, говоря современным языком) речь идет о детях обоего пола, с некоторым преимуществом сыновей в силу обычая. читать дальше

  • немного больше здесь author.today/post/390447



@темы: средние века

16:13

Была в средневековой Англии такая процедура как
Proof of age inquisition - официальное расследование (инициируемое представителями королевской власти) для подтверждения совершеннолетия какого-либо субъекта.
Причины понятны - от этого зависело, кто управляет наследством, сам субъект или его опекуны, и насколько он вообще имеет какие-то права и обязанности.
Совершеннолетие, кстати, для мужчин и женщин наступало в разное время.С XIII века у дворянства оно составляло 21 год для мужчины и 16 для незамужней женщины. Замужняя становилась совершеннолетней автоматически, если, конечно, уже достигла разрешенного брачного возраста 14 лет.

Пара примеров того, как подтверждался возраст субъекта.

1. Запись сделана в Бранкетре в субботу после дня св. Жиля, в 17 год правления Эдуарда I (1289 год).
Томасу, сыну Болдуина Филлола, родственнику и наследнику Мэтью Маунтела, в начале прошлого Великого поста было 22 года.
Роберт Дайкет знает эточитать дальше vk.com/wall-167740129_3224

@темы: средние века, детский вопрос

09:21


История началась в XV веке. Хозяин замка в Блуа, герцог Карл Орлеанский (1394-1465), проводил немало поэтических состязаний, задавая первую строку – и, тем самым, лирическую тему, – а участники должны были продолжить, сделав балладу или рондо. Подобных «конкурсов в Блуа» известно около полудюжины; тексты сохранились благодаря двум тетрадям стихов самого герцога, куда вписывались и произведения других сочинителей, оказавшихся при дворе.
Дальше начинается детектив, во многом распутанный нидерландским филологом Гертом Пинкернеллом.
В конце 1457 — начале 1458 года Вийон оказывается при дворе Карла в Блуа, где включается в заполнение альбома - «участвует в конкурсе». Судя по тому, что только три стихотворения написаны одной рукой (а одно из них помечено «Вийон», другое подписано в тексте), речь идёт об автографе поэта, единственном сохранившемся. Три стихотворения: баллада конкурса в Блуа («от жажды умираю над ручьём»;), послание к Марии Орлеанской и франко-латинская баллада (все названия условны и даны публикаторами последующих столетий).
Увы, тетради хранились в герцогском частном архиве а затем — в королевской библиотеке; издателям и литературоведам они были недоступны до XVIII века, и первые читатели Виойна этих текстов не знали. В начале XVIII в. архивы оказываются более доступными, и в список вийоновых произведений включается «конкурсная» баллада, сразу же ставшая одним из самых популярных его текстов; к началу XIX в. в тех же тетрадях обнаруживают послание к герцогине, завершающееся строкой «Школяр ваш бедный, Франсуа» - и его тоже включают в канон. Канон закрепляется в издании Промсо 1832 г. и воспроизводится до конца столетия.
В 1890 г. нидерландский филолог Бейванк выясняетчитать дальше loki-0.livejournal.com/84481.html

@темы: средние века

13:42

вторник, 03 января 2023 в 12:42

Пишет Эрл Грей:
Во многом быть женщиной в XIII веке значит ровно то же, что и в любую другую эпоху. Можно сказать, что средневековая женщина до определенной степени «угнетена и эксплуатируется», как и в любые иные времена, но, как и в любые иные времена, все зависит от социального статуса: жена горожанина отнюдь не рабыня. Напротив, она достойный и значимый член социума, играет важную роль в своей семье и уважаема в сообществе. Незамужние женщины могут самолично владеть имуществом и наследовать состояние — в отсутствие наследника мужского пола. читать дальше Из книги Джозефа Гиса, Фрэнсис Гис "Жизнь в средневековом городе"

URL записи

@темы: средние века, женский вопрос

18:33



Небезлюбопытный очерк замковой и около-замковой жизни в Средневековье. Начиная от прародителей замков - римских укреплённых лагерей, через курганно-палисадные сооружения и шелл-кипы к мощным замкам, испытавшим на себе влияние зодчества Востока (после крестовых походов).

Читать дальше... ;)

@темы: напочитать, средние века

15:23

средневековый подъемный кран vk.com/wall-21180597_5892

@темы: средние века

09:27

"Меня тут больше интересуют глаза. Они абсолютно живые, в отличие от античных. Неужели античные скульпторы все умели, а вот глаза — нет? Скорее думается про какое-то табу на изображение живых глаз".

Это отнюдь не так! История изображения глаз намного более интересна!

По клику коллаж открывается в отдельное окно, 15 Мб


Давайте же я расскажу вам об истории изображения зрачка, радужки и ресниц в скульптурном жанре.
Читать дальше... ;)

@темы: фигурки, 19 век, античность, средние века

11:45

05.01.2022 в 19:54

Пишет kate-kapella:
Решила написать для тех, кто интересуется средневековой историей :) У меня есть группа в ВК - Архив манускриптов. Как можно догадаться, там много манускриптов (средневековых рукописей с иллюстрациями), а также всевозможные статьи про средневековую одежду, обувь, украшения, традиции, еду, профессии, посуду, оружие и многое-многое другое. В альбомах - подборки картин, скульптур и даже вышивки. Ну и т. д. vk.com/manu_scriptus

URL записи

@темы: средние века